среда, 11 января 2012 г.

Национальная калмыцкая вышивка

Национальная специфика заключалась в особых видах шва. Издавна бытовал для украшения калмыцкой одежды прием вышивки «зег», представляющий собой наложение по контуру рисунка ниток, шнурка и тесьмы, скрепленных второй ниткой. С его помощью можно выполнить любой геометрический или растительный орнамент.

Монументальные панно, вышитые шелком, золотом, серебром, из-за трудоемкой техники исполнения стоили очень дорого и изготавливались по заказу хурулов и богатых владельцев. Девушки и вдовы во время исполнения заказа жили при хурулах в специально отведенной для этой цели кибитке. Для девушек участие в вышивании было своеобразным испытанием в мастерстве рукоделия перед замужеством.
Гладьевая вышивка с элементами аппликации была традиционной техникой изготовления калмыцких знамен, происхождение которых относится к ойратскому периоду истории народа.

Калмыки сохранили редкое ремесло – производство кожаных ведер и сосудов для кумыса, молока и молочной водки. По традиции их украшали тисненым рисунком или орнаментом.

Лучшие сосуды изготавливались из воловьих, чаще всего из «хребтовых кож». Кожи держат в золе, чтобы шерсть облегла. Затем скоблят с обеих сторон и моют в чистой воде. Затем кожу расстилают на солнце раскраивают, сшивают жилами и сушат на малом огне.

Прекрасны изделия калмыкских ювелиров, создающих изделия из серебра с гравировкой и чернью. Декоративным элементом мужского костюма являлся пояс из отдельных черненых или гравированных пластин.

Пояса различались по форме и украшению. Пояс из пластинок украшенных насечками и чернью и напоминавших своей формой ребро назывался «реберный пояс». Второй вид пояса с пластинками четырехугольной формы назывался «сундучной формы». Третий вид – «пояс с бляшками». Бытовал также «черкесский пояс», который был привилегией знатных и богатых калмыков. Он состоял из больших и малых выпуклых бубенцов, покрытых чернью и украшавших пояс широкой серебряной или золотой лентой.
Своеобразие калмыцких поясов заключено в орнаментике и в ее композиции.
http://www.culturemap.ru/?region=132&subtopic=44&id=736

Комментариев нет:

Отправить комментарий